Греческая мифология
При поступлении в высшие учебные заведения, каждый студент должен понимать, какой объем информации обрушится на его плечи. И для того чтобы годы обучения не прошли даром, мальчишкам и девчонкам нужно старательно впитывать все предложенные знания, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.
Для начала следует определить ту отрасль науки, которая будет интересна вам больше всего. Затем, вашему вниманию представлена статья, которая предложит обширное описание высших учебных заведений.
Единый центр высшего дистанционного образования представит перечень тех ВУЗов, колледжей, бизнес школ, которые делают акцент на отдельные отрасли науки. Если вы захотите связать свою жизнь с искусством и культурой, тогда вам будет полезна информация, представленная в данном реферате на тему «Греческая мифология».

Миф по гречески значит "слово". Этим словом обозначались образно-смысловая наполненность речи, а также та вневременная реальность, которая служила предметом повествования. Словом "эпос" называлось само повествование, его звуковая оформленность, адресованная той или иной аудитории. Наконец, "логос" - это мысль, понимание, истолкование. Если сказать грубо, миф - область мифологии и религии, эпос - область искусства, логос - область философии и науки. Миф есть символическое, образно-чувственно-мыслительное представление о событии или явлении, которое не относится к какому-либо конкретному моменту времени, но существует всегда, заново переживается всякий раз, когда о нем начинают говорить. Миф - нечто объективное и субъективное одновременно; через миф человеческая душа созерцает вечный и бесконечный Космос, удовлетворяя свою глубочайшую потребность в понимании смысла бытия. Элементы мифологии присущи любому, сколь угодно развитому сознанию. Неограниченное господство мифа характерно для ранних, доклассовых обществ, в которых социум оформляется на основе стихийно-коллективистских, родственно-семейных отношений. Неразвитости рациональных, социально-ролевых структур соответствуют слабость отвлеченной мысли, сила непосредственных эмоционально-образных впечатлений и, что особенно важно, господство над умами родовых, передающихся от поколения к поколению, образов-архетипов, имеющих обычно личные имена.
Архетипы - врожденные смысловые структуры - ставшие предметов специального анализа К.Г. Юнга, упорядочивают образ жизни, сознание и отношения людей. В форме драматических конфликтов и сближений между архетипическими образами - и осознаются явления природы, социальные проблемы и личные коллизии. Глядя на костер, пламя в кузнечном горне, молнию или лесной пожар, человек видит одно и то же существо, могущее принимать множество обличий, появляться внезапно здесь и там, давать свет, тепло, но способное также испепелить в мгновение ока. Это существо есть Огонь-Гефест. Повадки Гефеста дают пищу для множества ассоциаций и фантазий. Гефест быстр и своеволен, как дитя. Он действует спонтанно. Вместе с тем, он хозяин Огня, помощник кузнецов и умелый ремесленник.
Наблюдая течение реки, тихое озеро, водопад, могучие морские волны, греки обобщали эти образы в Посейдоне - владыке вод, приписывая ему такие качества, как богатство, самообладание, способность гневаться, мудрость. Посейдон - супруг Деметры - Матери-Земли, с которой он сотрудничает, спорит и которую оплодотворяет: без воды не появится из земли ни одно растение. Небо, с его бесконечными просторами, где вечно сияют звезды; величественно, не подчиняясь времени, возвышаются над земной суетой горные вершины; древний грек называет Зевсом. Зевс видит все. Он грозный отец-патриарх, громовержец и светодатель, источник власти. От него исходят блага и несчастья. Миф, таким образом, основан на чувственно-конкретном восприятии мира, одушевлении природы и бессознательных обобщениях, пропущенных через призму привычных представлений о семейно-родственных связях. Миф - предмет неоспоримой веры, но это все же не религия, так как в нем нет догматов, а культ - вторичен и представлен множеством обычаев, которые в Афинах - одни, в Спарте - другие, а в Микенах - третьи. Миф призван ввести человека в пространство истории и культуры, приобщить к городу и мировой жизни.
Единство мифа, мышления и образной фантазии не исключает их самостоятельности. Миф - результат духовной работы многих поколений, концентрат ассоциаций и противоречивых чувств. Он - питает мысль, фантазию. Мифология ощущается как первичная и древнейшая реальность, насыщенная магической силой. Главными источниками для изучения греческой мифологии являются поэмы Гомера "Илиада", "Одиссея" и Гесиода "Труды и дни", "Теогония". Содержащиеся в них мифы возникли в XI-VII в. до н.э.. Трагики - Эсхил, Софокл и Еврипид, а также философы классической поры постоянно использовали мифологические сюжеты и образы в своих произведениях. Мифология выражает черты национального характера, но содержит также множество идей и образов, имеющих общечеловеческое значение. Она поражает буйством фантазии, искренностью чувств, безудержностью страстей, изобилием чудес, и радостей, с которыми соседствуют сознание глубокого трагизма жизни и неотступная дума о неизменном мировом Роке. Олимпийские небожители вносят в мир гармонию. Но красота и порядок не даются легко. Они утверждаются в жестокой борьбе с архаическими чудовищами, в которых можно видеть воплощение стихийных сил природы и инстинктивных сил самого человека, подверженного страстям, импульсивного и недальновидного. Боги создали первых людей из смеси земли и огня. Этим объясняются мудрость, мужество людей, но также их ущербность, лень, глупость.
Прометею и его брату Эпиметею было предписано вывести людей к свету и снабдить их всем необходимым для жизни. Но неразумный Эпиметей одарил в первую очередь животных, дав каждому какое-то мощное приспособительное средство: клыки, когти, быстроту бега, тонкий нюх, а для людей у него ничего не осталось. Тогда Прометей выкрал огонь из кузницы Гефеста и наделил им человечество. В древности человеческий род постоянно подвергался опасности и легко мог погибнуть. Во-первых, человек, не имевший техники, культуры, был слаб, беззащитен и неразумен перед лицом природы. Во-вторых, Зевс был недоволен людьми и задумал их уничтожение, дабы создать новый человеческий род, более совершенный. Этому помешал Прометей, вставший на защиту человека. (Маркс назвал Прометея самым благородным святым в религиозном календаре). Греки хорошо понимали, что именно знания, умения, техника помогли человеку выжить.
Вот что говорит Прометей в одноименной трагедии Эсхила:

"А про страданья смертных расскажу...
Ведь я их сделал, прежде неразумных,
Разумными и мыслить научил.
...Раньше люди
Смотрели и не видели, и, слыша,
Не слышали, в каких-то грезах сонных,
Влачили жизнь; не зная древоделья,
Не строили дома из кирпича,
Ютились в глубине пещер подземных,
Бессолнечных, подобно муравьям.
Они тогда не различал,
Примет зимы, весны - поры цветов,
И лета плодоносного; без мысли
Свершали все - а я им показал
Восходы и закаты звезд небесных.
Я научил их первой из наук -
Науке числ и грамоте, я дал им
И творческую память, матерь Муз,
И первый я поработил ярму
Животных диких; облегчая людям
Тяжелый труд телесный, я запряг
В повозки лошадей, узде послушных,
Излюбленную роскошь богачей.
Кто, как не я, бегущие по морю
Льнокрылые измыслил корабли...
Еще меня послушай, подивись
Искусствам хитрым, мной изобретенным,
Скажу о самом важном: до меня
Не знали люди ни целящих мазей,
Ни снедей, ни питья и погибали
За недостатком помощи врачебной.
Я научил их смешивать лекарства,
Чтоб ими все болезни отражать
... А кто дерзнет сказать,
Что до меня извлек на пользу людям
Таившееся под землей железо,
И серебро, и золото, и медь?
Никто, конечно, коль не хочет хвастать.
А кратко говоря, узнай, что все
Искусства у людей - от Прометея"!

Итак, в мифе дано детальное описание основных элементов культуры, обозначен ее божественный источник, названо основное орудие культурной работы - разум человека, отмечено, что культура завоевана героями в борьбе и вопреки воле богов. В ряде мифов подчеркивается, что Прометей так и не сумел наделить людей законами и мудростью, нужными для того, чтобы жить счастливо и справедливо. Но он предусмотрел возможность какого-то компромисса между людьми и богами. Люди приносят богам жертвы, совершать разного рода гадания.

Не желая обременять людей слишком обильными жертвоприношениями, Прометей подсунул Зевсу вместо хорошего бычьего мяса самую плохую часть жертвенной туши - желудок, прикрытый жиром и костями. С тех пор люди стали в честь богов сжигать кости, покрытые жиром. Люди ели мясо, прожаренное на огне, а богам пришлось довольствоваться ароматным дымом, поднимающимся к небу. Еще один дар Прометея - надежда, способность жить верой в будущее, вопреки несчастьям и разочарованиям. Отношения между людьми и богами так и не приобрели ясности и устойчивости. Зевс жестоко покарал Прометея, боясь, что тот раскроет еще какую-нибудь тайну громовержца и предписал Гефесту приковать его к скале цепями. Ежедневно прилетавший к скале орел выклевывал в течение десяти тысяч лет печень Прометея, которая вырастала заново каждую ночь. А так как Прометей был бессмертен, то он мог только с помощью воли и мужества переносить страдания, не достигая ни желанной смерти, ни освобожденья. Так, в мученьях обречен нести свою ношу, платить страданьями за культуру, наделенный разумом, но неспособный достичь совершенства род человеческий.
Прометей - бог, но он лишь переходное звено от эпохи богов к эпохе героев, которые считаются главными творцами культуры. Боги рождают героев, вступая для этого в брачную связь со смертными. Герой призван упорядочить жизнь, внести в нее справедливость, меру, закон, вопреки древней стихии и дисгармонии. Он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Но герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Человек никогда не мог примириться со смертью. В мифах говорится о том, что некоторые боги и герои, вопреки воле Зевса, пытались сделать людей бессмертными. Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие бессмертие, но Афина вернула их на место. Асклепий пытался воскрешать людей, но был сражен молнией. Противоречие между неизбежностью смерти и мечтой о бессмертии - один из главных источников. Это противоречие является движущей силой героизма, ведь подвиг и слава среди потомков - бессмертны. В мифах хорошо просматривается идея нескончаемых страданий героической личности, необходимость работать, бороться, переносить испытания, которым нет конца. Ранний героизм выражается в борьбе героя против чудовища. Поздний героизм связан с интеллектуализацией героя. Среди героев - певцы и музыканты, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тирезий), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные путешественники (Тезей, Одиссей).
Героизм осмысляется в мифах с разных сторон. Герои - исполнители божественных замыслов. Но они же - борцы за человека, самостоятельные творцы и мыслители. Путь героизма обещает славу, но нередко толкает на дерзкие поступки и даже преступления, которые влекут за собой проклятие богов. Боги часто помогают героям, но постепенно герои становятся все более самостоятельными. Своих целей они достигают с помощью разума, без применения силы и кровопролития. В развитии героизма заметно возрастание любви к профессии, мастерству. Дедал, внук афинского царя, отличался особой изобретательностью. Тайно Дедал сооружает крылья для себя и сына, чтобы улететь в Сицилию. Но сын его Икар - погибает, падая во время полета, поскольку солнце растопило воск, скрепляющий крылья. Не все хорошо продумал Дедал и сына не сумел удержать, когда тот рвался подняться слишком высоко к солнцу. Дедал - фигура драматическая. Его ум и мастерство служат злым целям властителей, а когда он пытается освободиться от них, то теряет самое дорогое - собственного сына.
Орфей обладает магической силой искусства. Музыкой, игрой на формиге, он усмиряет волны и успокаивает человеческие страсти. Очарованные его игрой, приходят к Орфею дикие звери, деревья, скалы. Даже подземные божества Аид и Персефона, буйных отпускают на землю его жену Эвридику. Но Орфей гибнет от рук диких вакханок, увлеченных праздничной музыкой. В образах героев мы видим обычно столкновение двух сил: дионисийской страсти и апполоновской гармонии.
Искусство - как и вся культура - не вполне подвластно человеку. Знания, музыка, риторика, искусство, техника, развиваясь и умножаясь, увеличивают масштабы как добрых, так и злых человеческих деяний. Этот факт имеет свое объяснение в мифах. Зевс, недовольный дерзостью Прометея и человеческим упрямством, приказывает Гефесту вылепить из смеси земли и воды женщину, одеть ее в роскошные одежды и украсить цветами. Гермес вкладывает в грудь красавицы льстивые речи, хитрость и склонность к обману и называет ее Пандорой (Всеодаренной). Он вручает ей сосуд, в котором собраны все человеческие добродетели и пороки. Пандора, любопытная и глупая, открыла крышку сосуда и из него расползлись по свету болезни и страдания. Так дары и таланты, используемые бездумно, умножают человеческие беды.
Еще более значителен мифический герой Эдип - сын фиванского царя Лайя. Эдип был от рождения наделен мудростью, но ему была предсказана трагическая судьба: он должен был убить собственного отца и жениться на матери. Стремясь отвести от себя несчастье и уберечь сына от преступления, Лай велел бросить сына на горе со связанными ногами, чтобы его съели дикие звери. Но один пастух пожалел ребенка и отвел его в Коринф, к царю Полибу, который воспитал Эдипа как собственного сына. Любознательный Эдип хотел узнать у оракула свою судьбу и ему было сказано то же самое, что когда-то при его рождении было сказано его родителям. Ужаснувшись, Эдип оставил Коринф и отправился в Фивы. По дороге он встретил ехавшего навстречу пожилого человека и, в случайно завязавшейся ссоре, убил его, не зная, что это был фиванский царь Лай, его отец. Приблизившись затем к городским воротам, Эдип увидел страшную душительницу Сфинкс женского рода, которая пожирала всех, кто не отгадывал ее загадок. На этот раз загадка была такой: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером - на трех? Мудрый Эдип ответил, что это - человек. Будучи побежденной, Сфинкс потеряла вкус к жизни и бросилась в пропасть, а Эдип вошел в город и жители избрали его царем. Эдип должен был жениться на вдовствующей царице Иокасте, своей матери. Так, сам того не желая, он выполнил оба предсказания оракула. Через двадцать лет счастливой жизни, узнав о том, кто был убитый им человек и кем приходится ему Иокаста, Эдип от горя ослепил себя. Он долго скитался и, в конце концов, его поглотила разверзшаяся земля.
Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд придавал большое значение этому мифу. По мысли Фрейда, культура основана на двух важнейших запретах: на отцеубийство и инцест, то есть кровосмесительную связь с ближайшими родственниками. Комплекс Эдипа выражает желание каждого человека нарушить эти запреты и вместе с тем является основой всяких замещающих желаний, соответствующих требованиям культуры. По мнению Фрейда, Эдипов комплекс живет в бессознательном и напоминает о тех временах, когда не существовало правил, регулирующих брачно-семейные отношения и спор между отцом и его повзрослевшим сыном за власть в семье решался поединком и убийством старого отца. Однако, такое толкование - лишь одно из возможных. Согласно другому толкованию, исполнение ужасного пророчества, несмотря на все меры предосторожности, говорит о всесилии Рока и бессилии человека.
Нам нелегко сказать, что поражало и очаровывало греческого зрителя в образе Эдипа. Одна из вероятных трактовок состоит в том, что человек, задумываясь о причинах переживаемых им несчастий, обращается к прошлому и находит в нем причины своего сегодняшнего состояния. Смысл мифа об Эдипе - драма самосознания, понимания собственной греховности. Сожаление об ошибочных шагах и "роковых решениях", сделанных по неопытности, заставляет человека страдать. В мифах героического века, говорится о том, что Зевс устал, в конце концов, от жалоб матери-Земли, страдающей от бесчестия и глупости людей. Он решил уничтожить человечество, но уже не с помощью молнии или всемирного потопа, а поссорив народы и развязав мировую войну. О Троянской войне мы узнаем из "Илиады". В конце войны не было ни победителей, ни побежденных, погибла Троя и все великие герои. Так кончался героический век и сходил с исторической сцены греческий народ.
Aвтор статьи: - Соколов Эльмар Владимирович.
Случайные рефераты:
Реферати - Життя і творчий шлях Гната Хоткевича
Реферати - Життєвий і творчий шлях Ігоря Римарука
Реферати - Життя і творчість Тодося Осьмачки
Реферати - Громадська і політична діяльність Миколи Куліша у 1917 – 1920 роках
Реферати - Михайло Семенко
Реферати - Життя і творчий шлях Івана Карпенко-Карого
Реферати
  • Всі реферати
  • Архітектура
  • Астрономія, авіація
  • Аудит
  • Банківська справа
  • Безпека життєдіяльності
  • Біографія, автобіографія
  • Біологія
  • Бухгалтерський облік
  • Військова кафедра
  • Географія
  • Геологія
  • Гроші і кредит
  • Державне регулювання
  • Діловодство
  • Екологія
  • Економіка підприємства
  • Економічна теорія
  • Журналістика
  • Іноземні мови
  • Інформатика, програмування
  • Історія всесвітня
  • Історія України
  • Історія економічних вчень
  • Краєзнавство
  • Кулінарія
  • Культура
  • Література
  • Макроекономіка
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина та здоров'я
  • Менеджмент
  • Міжнародні відносини
  • Мікроекономіка
  • Мовознавство
  • Педагогіка
  • Підприємництво
  • Політологія
  • Право
  • Релігієзнавство
  • Промисловість
  • Сільське господарство
  • Сочинения на русском
  • Соціологія
  • Литература на русском
  • Страхування
  • Твори
  • Фізика
  • Фізична культура
  • Філософія
  • Фінанси
  • Хімія
  • Цінні папери
  • Логіка
  • Туризм
  • Психологія
  • Статистика


    Онлайн всего: 48
    Гостей: 48
    Пользователей: 0

    Партнеры сайта